Против радикального идеализма.
Уже не впервые я наталкивалась на весьма заманчивое желание - предпринять на веру утешительную идею, будто в этом бытии каковым оно есть - совершенно отсутствует какая либо определённая основа, какая либо твёрдая почва - то есть хочется понять это бытие так, будто в основе его лежала чистая фантазия, или может чистое мышление - некая абсолютно свободная и неопределённая сущность, принимающая различные облики и формы, но в целом, не имеющая в себе какого либо единственного постоянного свойства - эта глубокая фантазия совершенно спонтанно и внезапно становится тем или иным, всяко себя истолковывает, находится в постоянных метаморфозах, одним словом - ничем не необузданная чистая свобода фантастичности.
Эта идея казалась очень заманчивой, ведь она освобождает от труда понимать этот мир правильно и достоверно, да и вообще освобождает от чего угодно, одним словом, настоящий рай для свободолюбивых людей. Происходит некоторое раскрепощение - нету ограничивающего фактора, действительность теперь можно понимать по своему желанию и в согласии со своим предпочтением - это прямое приглашение, открытка с разрешением фантазировать себе всякие приятности освобождаясь от долга философской чести и правдивости.
Однако эта идея, коль скоро она имеет слабое место - нуждается в своём уничтожении, она должна погибнуть уступив своё место более сильному стилю мышления, должна быть захвачена силой, побеждена силой. Поэтому я выработала серию контраргументов не допускающих эту необыкновенную идею к её реализации и применению:
1. Сущее, нужно представлять как ощущение, в основе которого ничего, что не владело бы ощущением, но ощущение всегда определённое - в каждый момент своего существования оно имеет свой вполне определённый характер - это в самой его сути. Темп интенсивности, сила возбуждения, динамика состояний покоя и напряжения, ну а также вполне различимые качества прошедшие сквозь ветки чувств - осязательные, акустические и визуальные - вместе с визуальными фигурами и формами, они составляют вещи доступные к измерению - здесь мы можем взвешивать и даже устанавливать пропорции: размер вещи, скорость её движения, сила её сопротивления - а это, как никак, уже кое-какое свидетельство... Но нас не должен отпугивать тот факт что всё это весьма динамичное и быстротекучее, из факта изменчивости нельзя отнять и факт определённости - и то и другое пребывает взаимно, дополняет одно второе. Не следует ли из этого, что и субстанциальная основа также определённая, доступна к определению ? - а иное даже невозможно, в противном случае пришлось бы признать фантастичную субстанцию как "вещь в себе" - но уже было доказано что "вещь в себе" совсем не существует.
2. Мышление и фантазия только компонент ощущения, чтобы мы не фантазировали и не думали, весьма ложно сводить всё бытие к этой точке - это лишь частные аспекты, наше чувство значения и смысла, также лишь вложенные компоненты - из этого не следует отстранение всего иного к небытию... Когда кто либо говорит, что всё сущее это мысли и фантазия - здесь есть некоторая ошибка на феноменологическом уровне, ведь здесь сразу отсекается целый пласт других феноменов как несуществующих ! Мышление и фантазия интуитивно понимаются нами как более свободные сущности, даже настолько, что привыкли видеть в этом и абсолютную, вполне законченную, финальную свободу ! - но это фикция ! - как фантазия так и мышление, по аналогии с реальным ощущением - также есть процесс имеющий свою качественную оболочку и шкалу активности ! - это не радикально новый тип сущего, это лишь кривое и весьма тусклое отражение от уже имеющегося, первого типа ! - даже неуловимо эфемерное чувство значения и смысла, всё же есть определённое чувство, отличимое в ряду других и следовательно ограниченное !
3. Реальность заведомо определяет ощущение - любое пролетевшее сквозь ощущение событие оставшееся позади, всё же определяет дальнейшую его судьбу, то есть мы ощущаем таким образом, будто минувшие ощущения всё же оставляли после себя конкретные отпечатки исходя из которых определяется и весь дальнейший поток событий. Не следует ли из этого что ощущение, понятое как просвет в реальности, свидетельствует в пользу определённости реальности ? - вполне определённые события мелькающие сквозь этот просвет и скрываясь за занавесом - однако и далее определяют процессы в этом просвете ! - переходя за грань в зону реального, событие не растворяется в неопределённости, оно как остаточный результат всё ещё определённо и всё ещё действует ! - следовательно реальность не может претерпевать спонтанные и необоснованные метаморфозы, это бы нарушило весь ход и последовательность нашего сознательного существования - значит реальность может претерпевать лишь последовательные метаморфозы и только на основании текущего состояния.
In Summa: радикальный идеализм\фантасмагоризм - не дееспособная теория, она рушиться как на феноменологическом так и на трансцендентально логическом уровне.
- Подпись автора
Хочется прожить свою жизнь так, чтобы перед самой её смертью, пожелать ей вечного возвращения!